Уважаемые гости, вся информация сайта актуальна на 2024 год
МТС:
+7 (914) 926-59-54
Tele2:
+7 (964) 804-48-04
С островом связаны легенды о происхождении хоринских бурят и захоронении на нем прародителя всех бурят Барга-батора. Считается, что именно здесь охотник Хоредой встретил небесную деву-лебедь, от брака с которой произошли все буряты его рода. Хоринские буряты почитают лебедя как своего предка и раньше устраивали этой птице на Ольхоне родовые жертвоприношения. Представители других бурятских племен также считают лебедя неприкосновенной птицей. Изображения тотемных птиц – лебедей можно увидеть среди петроглифов на беломраморном утесе Саган-Забе.
По преданию кудинских бурят, родоначальником всех бурят был Барга – батор, который жил прежде около Тобольска, и имел трёх сыновей: старшего звали Илюдэр – Тургэн, среднего Гур-бурят, младшего Хоредой-мэргэн. Впоследствии старший сын Илюдэр-Тургэн остался царем в Тобольске и от него произошли нынешние калмыки, а Барга-батор с двумя младшими сыновьями двинулись на восток и остановились в Тункинском ведомстве.
В этих местах остался жить средний сын Гур-бурят, от него произошли байкальские буряты, принадлежащие к племенам эхирит и булагат. Барга-батор из Тунки с младшим сыном Хоредой-мэргэном двинулся к северу по реке Лене и оставил Хоредоя царем в Якутской области, а сам двинулся обратно в Иркутскую область. Проникая в Якутскую область, Барга-батор имел битвы с местными жителями около Байкала, но что за народ были эти жители, предание умалчивает. Барга- батор умер на острове Ольхон в местности Шингил-шибэй. Другие говорят, что Барга-батор, возвратившись из Якутской области, умер немного ниже города Иркутск в местности Хоото-урур (ниже города на 6-й версте).
Легенды гласят, что Хоредой-мэргэн был отличным стрелком из лука, почти никогда не делал промаха. В течение нескольких лет он жил на Лене, занимаясь звероловством и питаясь мясом убитых диких зверей. Впоследствии он женился на дочери неба , прожив с нею несколько времени, двинулся обратно и переплавился за Байкал, где и поселился.
Потомками Хоредой-мэргэна считаются хоринские буряты на южной стороне Байкала и племена хангинцы и шараты – на северной.
Бурятский этнограф М.Н.Хангалов от тайши Кудинского ведомства Михаила Бунаева в 1881 г. записал легенду: «На северной стороне Байкала жили три охотника, которые питались мясом зверей и птиц, убитых на охоте. Однажды все трое отправились на охоту, но ничего не добыли. Двое из них пришли к балагану вперед третьего, который охотился вместе с ними, но отстал от товарищей. Пришедшие вперед сварили оставшееся от прежней охоты мясо, шесть шейных позвонков, из них пять съели, а шестой позвонок оставили товарищу, которого звали Хоредой. Хоредой пришел с охоты тоже ничего не убив. Товарищи сказали ему, что они оставили ему его пай, а свои съели. Хоредой сказал им: «Шейных позвонков оставалось шесть, а потому мне следует два позвонка, а не один. Мы живем вместе и должны все делить поровну. Так как вы меня обидели теперь, то я не желаю больше жить с вами!» Сказав это, Хоредой отправился на южную сторону Байкала, который он перешел по льду. На южной стороне Байкала Хоредой занимался звероловством как прежде. Однажды он увидел в одном озере купающихся женщин, которые, выйдя из воды, обратились в лебедей и улетели. Хоредой стал караулить. Лебеди опять прилетели на озеро; сняв с себя лебяжью одежду, они обратились в красивых женщин и начали купаться. Хоредой вышел из засады и взял одну лебяжью одежду. Купавшиеся женщины бросились из воды, надели лебяжью одежду и улетели. Одна из них осталась, потому что её одежду Хоредой спрятал. Хоредой взял её в жены, жил с ней и имел от неё детей, но впоследствии она напоила Хоредоя (вином) и, взяв свою одежду, улетела в небо».
В другом предании говорится: «Прародитель хоринских бурят по имени Хоредой-мэргэн некогда жил на острове Ольхон. Он женился на небесной девице-лебеди, дочери Хурмаста тэнгрия. Было у них одиннадцать сыновей, давших начало одиннадцати хоринским родам. Жили они хорошо. Но вот однажды прилетел орёл и унес с собою маленькую дочку одного бурята. Хоринцы посчитали это явление за особое знамение. Они решили, что всевышние дали им знать, что дальше оставаться жить на Ольхоне нельзя, поэтому они откочевали в Забайкалье, где живут и теперь».
В «Сказаниях бурят», изданных в 1890 г. эта легенда изложена в следующей редакции: «Однажды Хоредой-мэргэн во время охоты увидел трех лебедей, которые прилетели к озеру Садамтын-саган и сели на берегу.
Потом лебеди сняли с себя лебяжью одежду и обратились в трех необыкновенно красивых женщин, которые стали купаться в озере Садамтын-саган. Выкупавшись, вышли из воды, надели свою лебяжью одежду и улетели на небо. Это были небесные дочери, которые в виде лебедей обыкновенно прилетали купаться в озере Садамтын-саган и, выкупавшись, улетали на небо. Одни говорят, что озеро Садамтын-саган находиться в низовьях реки Лены, в Якутской области, другие – на южной стороне Байкала, в Монголии.
Хоредой-мэргэн очень удивился и начал караулить лебедей, чтобы поймать одну из них, но это ему сначала не удавалось. Однажды небесные дочери в виде лебедей прилетели на озеро и, раздевшись, начали купаться. В это время Хоредой-мэргэн вышел из засады и похитил одну лебяжью одежду. Тогда небесные дочери бросились из воды, две из них надели на себя лебяжью одежду, улетели на небо; одна дочь неба не нашла своей одежды и осталась на земле. С этого времени Хоредой-мэргэн жил с этой небесной дочерью. Она не обнаруживала желанья убежать от своего земного мужа. Так они прожили на берегу Садамтын-саган в течение трех лет, но детей у них не было. Однажды Хоредой-мэргэн спросил у своей жены, дочери неба: «Вот мы живем в супружестве в продолжение трех лет, а детей не имеем, отчего это?» Тогда жена его, небесная дочь, ответила: «Если мы будем жить в этой местности, то не будет у нас детей». Тогда Хоредой-мэргэн спрашивает: «Куда мы должны переехать, чтобы иметь детей?» Жена ответила: «Мы должны переехать к югу за море; если туда переедем, у нас будут дети и множество потомков». Жену Хоредой-мэргэна звали Хобоши-хатун.
Тогда Хоредой-мэргэн оставил Лену и переехал на южную сторону Байкала и там поселился на постоянное жительство. Они имели здесь небольшое хозяйство, но Хоредой-мэргэн по-прежнему охотился на зверей. На новой родине он имел от своей жены одиннадцать сыновей и шесть дочерей.
Однажды Хобоши – хатун спросила у своего мужа Хоредой-мэргэна, куда он девал ее прежнюю лебяжью одежду. Хоредой-мэргэн сказал, что её лебяжья одежда до сих пор цела и неиспорченна и хранится недалеко от места, где они живут. Хобоши – хатун стала просить его, чтобы он показал ей её прежнюю лебяжью одежду, в которой она прилетела купаться в озеро Садамтын-саган. Хоредой-мэргэн подумал, что при такой продолжительной жизни с ним, родивши на земле одиннадцать сыновей и шестерых дочерей, Хобоши-хатун, надев свою старую лебяжью одежду, не улетит на небо и не захочет оставить своего мужа и своих детей; он сходил за старой лебяжьей одеждой, принёс ее и передал жене. Хобоши-хатун долго любовалась своей прежней одеждой. Потом она спросила у мужа позволения надеть эту одежду на себя, чтобы он посмотрел: красива ли она в своей прежней одежде. Хоредой-мэргэн согласился. Ему тоже хотелось посмотреть на свою жену, красива ли она в своей прежней одежде. Она надела лебяжью одежду, села на полку и спросила мужа, красива ли она. Хоредой-мэргэн сказал,что она красива, как и прежде, и любовался её красотой. Хобоши-хатун полетела в верхнее отверстие юрты, в которое выходит дым. В это время одна из шести дочерей её гнала тарасун. С криком «Куда, мама?» она схватила грязными руками за обе ноги лебедь-мать. Но Хобоши-хатун, выдернув ноги из рук дочери, вылетела из юрты и начала кружиться над ней. Она говорила в это время своему мужу и детям: «Вы, земные жители, оставайтесь на земле, а я, небесная, полечу на небо, на свою родину!». Потом она еще сказала им: «Весною и осенью, когда лебеди летят к северу и обратно, делайте обряд в честь мою!». Потом она благословила своих детей, чтоб они жили на земле счастливо, и улетела на небо.
Когда она вылетела из юрты, дочь схватила её грязной рукой за ноги – оттого у лебедей теперь ноги черны». Обычай хоринцев брызгать вверх чай или молоко, когда пролетают лебеди, восходит к этому мифу.
Бурятские летописи 18 в.: «Потомками ойрат-монголов являются бурятские племена эхиритов и булагатов. Старшего звали Булагат, а младшего - Эхирит.
Булагат имел шесть сыновей, а именно: Харанут, Хурамша, Олзон, Ашабагат, Буумал, Алагуй. У Эхирита было восемь сыновей, а именно: Баяндай Абазай, Хонгодор, Готол, Буян, Абаганад, Баабай, Шоно. Так и жили они благополучно и счастливо. Большинство из них жило на западной стороне Байкала, на реке Ангаре. Братья Булагат и Эхирит являлись родоначальниками множества родов, со временем составивших два самостоятельных племени и поддержавших родственные связи. Мы – шесть родов булагата и эхиритов обитали компактно в одном краю. Родина наша находится на западной стороне Байкала, к востоку от р. Зулхэ (Лена)».
В многочисленных легендах говорится о происхождении трех основных племен прибайкалья от легендарных предков – Булагата, Эхирита и Хоредоя, а основной массы родов от их сыновей и внуков. При этом наиболее часто имя прародителя хоринских бурят Хоредоя и имя прародителя всех бурятских родов легендарного Барга-батора связывают с их пребыванием на острове Ольхон.
Информация взята из книги Волкова С. В67 Легенды и предания острова Ольхон. Иркутск, 2014 г. - 168 с.
Иркутская область, Ольхонский район, остров Ольхон, поселок Хужир, улица Первомайская, 18
читать подробнее, как добраться
Представительство в Иркутске: Иркутск, улица Александра Невского, 58, 3 этаж
МТС: +7 (914) 926-59-54, Tele2: +7 (964) 804-48-04
Разница с Москвой +5 часов подробнее контактная информация
Политика в отношении обработки персональных данных
E-mail: info@nabaimar.ru ICQ: 299766446 Skype: baikal-tour