Забронировать

Номера и цены

Обратный звонок

Уважаемые гости, вся информация сайта актуальна на 2024 год

МТС:
+7 (914) 926-59-54

Tele2:
+7 (964) 804-48-04

101hotels.com рекомендует Усадьба Набаймар

Экскурсия на мыс Бурхан (Шаманка)

наименование: пешая прогулка

общая протяженность пути: 700 м от турбазы Усадьба "Набаймар"

длительность: не ограничена

Мыс Бурхан (Шаманка) - двухвершинная скала, сложенная кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. Мыс Бурхан стал визитной карточкой озера Байкал. Без скалы Шаманки не снимают ни один фильм о Байкале и не делают ни один фотоальбом. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, раньше здесь проходили шаманские обряды, а позднее в ней находился «Алтарь Будды».

В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах – сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. Говорят, что Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один - на небесах, второй - на земле, это мыс Бурхан, третий – в подземном мире.

Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным, поэтому приходить сюда нужно с добрыми помыслами.

Скала Шаманка – главная святыня Байкала

Рядом с Хужиром  находится Скала-Шаманка, или ещё её называют камень-храм, мыс Бурхан, одна из девяти святынь Азии, ставшая своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Живописная двухвершинная скала, чудесное творение природы, выделяется своей монументальностью на побережье острова. Благодаря своей природной красоте и исключительности уникальный объект стал в представлении людей природным храмом — священной  обителью божьей, главным призрачным дворцом Эжина — духа и властелина острова Ольхон. Люди без веры воспринимают её обыкновенной природной скалой, для просветлённых людей, занимающихся духовной практикой, это святыня с призрачным дворцом. Ольхонский шаман рассказывает, что в состоянии онго видит скалу в виде хрустального круглого дворца-башни со спиральной лестницей, возносящейся к небу. Однако, проблема в том, что документально подтвердить видения «просветлённых в состоянии онго»  не в состоянии никто из них, поэтому приходится принимать на веру их утверждения о наблюдении призрачного замка и хрустальной башни в этом месте. Чрезмерно впечатлительные люди легко верят в определения «шарнир времени» и «портал в другие измерения», во все те чудеса, которые создаются лёгкой рукой современных литераторов. Не случайно скала Шаманка, как магнит притягивает последователей различных духовных практик, для которых этот священный мыс стал обетованной землёй для просветления и природным местом силы.

Избранник небесных тэнгриев, ольхонский шаман В. Хагдаев, приводит пример: «Согласно тибетской Книге мёртвых, человек после смерти получает то, во что верит при жизни. Христианин, умирая, встречает ангелов или демонов (кого—решает сам ), святых угодников и апостолов, Христа и Бога-отца. Мусульманин — пророка Мухаммеда, буддист — богиню Тару, Будду и уходит в нирвану. А мы, шаманисты, увидим мать, отца, родных и друзей, ушедших ранее.» Точно также намоленный веками камень-храм, Скала-Шаманка предстаёт в воображении людей в разном обличье. Это главная святыня Байкала.

Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами, ей долгое время приносили жертвы и давали обеты. Раньше в пещере мыса проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранилась надпись на санскрите, древние рисунки шамана с бубном у входа в пещеру со временем исчезли.

Первые русские землепроходцы в Сибири называли древние наскальные изображения «писаницы» и «писанный камень» и отмечали, что эти рисунки почитались местным населением как священные места предков и именовались на монгольском и  бурятском языках одинаковым словом «зураг». Возле них часто проводились шаманские обряды. Академическая экспедиция по Сибири 1719 г. отмечала, что отдельные рисунки имели «тайное значение» и употреблялись местным населением для различных «суеверных  целей». Их исследованиям посвящено значительное количество работ, в том числе монография академика А.П.Окладникова «Петроглифы Байкала». Последующее изучение наскальных рисунков позволило высказать гипотезу, что среди них есть прообразы рун — древних пиктографических знаков. Учёные выделили на удалённых дуг от друга скоплениях рисунков около 90 повторяющихся рун, исходных прообразов древнетюркского алфавита и китайских иероглифов. Отдельные пиктографические знаки, выбитые на скалах, связывают с рисунчатой основой рун и позднейшими иероглифами. Среди наскальных рисунков распространено изображение родовых тамг, встречаются также изображения с надписями. На скалах шаманского мыса древние рисунки не сохранились. Подобные рисунки —рогатые человеческие фигуры с поднятыми к небу руками и тмаги обнаружены в бухте Ая и на беломраморной скале Саган-Забе. Центральное место в композиции на скале в бухте Ая занимает скелетная фигура шамана и тамга в виде квадрата с вписанными внутри двумя гантелеобразными изображениями. Такое же изображение некогда имелось и рядом с шаманской пещерой.

Первые исследователи Байкала в 18-19 вв. отмечали, что пещера эта вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошёл от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у Беломраморной скалы Шаманки. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Пещера мыса считалась местопребыванием Эжина—хозяина Ольхона и свято почиталось местным населением. Никто не имел права приближаться к присутственному месту духа-хозяина Ольхона. В «Землеведении Азии» (1894г.) написано: «Бурятские шаманы и ламайские жрецы считали Ольхон местоприбыванием адского божества—Бегдози, господствующего над душами онгют, т.е. злых, почему и приносят ему часто жертвы. Нигде не встречаются в таком изобилии жертвы, как здесь». Следы этих жертвоприношений можно  было видеть ещё в начале 20-го века. На перешейке шаманского мыса, где проводили обряды жертвоприношений, слой пепла от разжигаемых костров для шаманских обрядов достигал 1,5 метров.

Название скала Шаманка изменилось, когда среди бурят начал распространяться ламаизм, её стали называть Бурхан мыс «Бог», «Будда». Двухвершинная скала, ставшая призрачным дворцом для божеств разных вероисповеданий, сперва шаманизма и затем буддизма, всё время оставалась священным местом, где последователи двух разных вер оставляли свидетельства своего поклонения. Камень-храм с грозным духом-владыкой острова надёжно ограждал людей от всех бед. В самом деле, никогда не было здесь ни голода, ни войны, ни страшного мора, когда на материке идут дожди, на острове может стоять прекрасная солнечная погода.

Священная шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось. Сквозная пещера (вход расположен на высоте около 20 метров над водой озера) имеет длину около 12 метров, ширину—от 3 до 4,5м, высоту—от 1 до 6 м. Наиболее удобен вход в неё с северо-западной стороны, где имеется площадка перед пещерой. Раньше в ней был боковой коридор, ныне это ответвление завалено обрушившимися камнями. После разрушения подпорных строек пещера сузилась. Многие пещеры с узкими проходами, ассоциируются с материнским чревом и именуются «Эхин умай», им приписывается способность даровать потомство. К ольхонскому камню-храму со сквозной пещерой приезжали поклоняться бездетные баргузинские и хоринские буряты и просили духа пещеры даровать им детей. Среди центральноазиатских народов распространены поверья: кто проползёт через узкое материнское чрево пещеры, тот станет счастливым, богатым и многодетным. На горе Алханай в Забайкалье есть миф, что прохождение через узкое отверстие — материнское чрево, возможно только для безгрешного человека, а когда сквозь узкий проход будет пролазить грешный человек — на него обрушится свод. На коре вокруг священной горы Кайласа в Тибете есть камень с круглым сужающимся отверстием, именуемый «Дикла Карнак» - камень испытания греха. Считается, что через него может проскользнуть только безгрешный человек. Подобные поверья не относятся к шаманской пещере — она считается священным жилищем высшего божества, поэтому проходить сквозь неё имел право только шаман, а всем прочим смертным не разрешалось к ней даже приближаться. Этот запрет распространяется и в наше время.

В прошлом женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. Запрет на посещение пещеры, связан с убеждением верующих людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин может осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т.к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснён тем, что  территории, где в течении длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Особенно запрет на посещение подобных мест касается детей. По убеждению шаманистов, если ребёнок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Не надо осквернять скалы надписями и битьём бутылок, плохими словами и мыслями. Совпадение или нет неизвестно, но у Скалы-Шаманки дурная слава, за последние 20 лет уже больше десяти туристов случайно погибли, сорвавшись со скал  в этом запретном для посещений месте.

После проникновения ламаизма на остров в шаманской пещере стала находиться ламайская молельня, в которой расставлены  разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей 1902г., в пещере имелись подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом неё лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. Следует отметить, что страх перед шаманским капищем сохранялся даже у тех, кто принял ламаистскую веру и кого защищали буддийские святые—никто не осмеливался приближаться к святому месту.

На самой высокой и удалённой от острова главной скале двухвершинного мыса, на южной стороне, обращённой в сторону Хужира отчётливо видно изображение мифической змеи-дракона. По этому поводу интересно воспроизвести следующую легенду, составленную мною на основании фрагментов старинных преданий: «В давние времена, опустившийся на землю, сын Божественного Неба, Хан Хутэ-баабай, ставший владыкой Ольхона, первоначально обосновался на самой вершине острова — горе Жиме, чтобы обозревать постоянно свои новые владения. Его покой у подножия горы стерегла змея огромных размеров, подобная дракону, Абарга могой — прародитель и царь всех змей. Когда у него появился в образе белоголового орла-беркута, сын Хан Шубу-нойон свой призрачный дворец на вершине он уступил ему, а сам перебрался в дворцовые покои Камня-храма шаманского мыса. Вместе с ним ушёл в воды Байкала, на его дно, охраняющий его царь змей. Прошли века, и когда люди стали забывать легендарные времена, перестали почитать грозного владыку и стали тревожить его покой в пещере шаманского мыса, только тогда царь всех змей Абарга могой снова появился на поверхности. Его изображение—голова и хвост чудесным образом проявились на Скале-Шаманке в середине 1970-х г.г. Теперь печать его профиля, на века запечетлённая ныне на новом призрачном дворце Хан Хутэ-баабая, указывает на божественный статус шаманской скалы и на запретность посещения этой территории простыми смертными. Изображение царя змей, отчётливо видно на беломраморном фоне скалы, на её южной стороне коричневый профиль драконоподобной змеи Абарга могой с уходящим под воду туловищем, только голова и кончик её хвоста видны на поверхности скалы».

У входа в пещеру на скалах были нарисованы первоначальные шаманы с бубнами, затем белой краской изображения буддийских божеств, однако они не сохранились до наших дней, Однако сейчас хорошо видны надписи и рисунки современных вандалов, осквернивших святыню. В течении продолжительного времени на шаманском мысе совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Рядом с ним в священной роще сжигали и  хоронили  шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще. Большая коллекция составлена из найденных на пепелище костров железных подвесок от шаманских костюмов. В 1952г. археолог  П.П.Хороших нашёл в пещере на сланцевом отщипи изображение женщины-шаманки. Вырезанный на сланце рисунок по стилю своего изображения напоминает петроглифы шаманов на скале Саган-Забе. Археологический материал, найденный в пещере, представлен обломками металлического сосуда типа буддийской «габалы», железной пряжкой, керамической плиткой со штампованным рисунком, обломками древков стрел.

На мысе в 1975 г. комплексная советско-американская экспедиция под руководством академика А.П.Окладникова и доктора У.С. Лафлина вскрыла несколько погребений, относящихся к различным этапам неолита и энеолита Прибайкалья (2- 4 тыс. лет до н.э.). В погребениях найдены каменные и костные орудия, украшения, предметы искусства и керамика, аналогичные находкам сделанных на Алеутских островах. Основываясь на результатах археологических находок, академик А.П.Окладников высказал гипотезу, что «отсюда во времена великого оледенения назад вышли предки индейцев Северной Америки». Гипотеза о ранней миграции людей в Новый Свет через Берингов пролив из Сибири, примерно 11,5 тыс. лет назад до н.э., наряду с другими версиями: дальневосточной и тихоокеанскойж, вызывают в среде учёных непрекращающиеся споры. На восточном побережье Северной Америки известно большое количество археологических памятников, возраст которых по радиоуглеродному анализу определён в 19-16 тыс. лет до н.э., в то время как самые древние стоянки на территории Чукотки и Якутии не старше 11,5 тыс. лет. Этот большой хронологический разрыв—причина дискуссий учёных. Загадка протомонголоидов — древних китойцев, культура которых неожиданно исчезла около 5 тыс. лет назад, продолжает волновать учёных. Американские генетики, считают, что по генетическим признакам китойцы наиболее близкородственны предкам индейцев Северной Америки. Китойцы были крепкими 1,5-метровыми людьми, судя по скелетам в могилах, со средним возрастом жизни мужчин не старше 45 лет. Лица у них были более круглыми, чем у современных монголоидов, а глаза — более раскосыми. В древних могилах Приольхонья археологи часто не находят костей: погребальные предметы есть, а скелета нет. Предположительно, это могут быть пустые могилы утонувшим на Байкале, по аналогии с современными памятниками рыбаков, установленными на берегу напротив того места, где они ушли под лёд.

В 2-3 км к югу от поселка Хужир археологической экспедицией Иркутского госуниверситета исследуется группа могильников железного века. Здесь изучены плиточные могилы скифской эпохи (7-10 века до н. э.)., курыканские погребения (5-10 века до н. э.), древнебурятские могилы и жертвенные места (11-15 века). У учёных нет окончательного мнения, когда изначально была заселена Сибирь. На территории Иркутска найдены следы поселения людей возрастом свыше 100 тыс. лет. Самые древние следы человека, обнаруженные в Северной Азии: 1,7 млн. лет в Якутии (стойбище Диринг-Дюоа на реке Лена).

 Стоянка древнего человека неолита обнаружена также на дюнах бухты Булук, в устье ручья в Харанцах. Археологические находки прослеживаются от берега бухты на ширину 200-300 м. На скальном мысе в устье ручья вскрыто более 30 погребений и жертвенных кладок железного века, представляющих могильник Харанса-15.

Кроме знаменитой шаманской пещеры на острове можно посетить пещеры  в пади Узуры, на мысах Саган-Хушун, Кобылья Голова. В книге краеведа П.П. Хороших «По пещерам Прибайкалья» упоминаются следующие пещеры острова Ольхон: «В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести. Очень живописна небольшая арка, расположенная на мысе Хобой, на северо-западном побережье острова Ольхон. Эта арка с древних пор почиталась бурятами и около неё совершались шаманские обрядности». Несколько пещер расположено в северной части острова Ольхон: в местности Узуры, Хагай-аман; в бухте Будун; в пади Ихэ-баабай, в 20 км от улуса Семисосенного и между  улусами Хонхой и Сегетэ; на острове Эдор; на мысу Саган-Хушун; на мысу Уягай-Хушун; в известняковых скалах горы Еремель и в других местах. Около большой пещеры, расположенной на побережье Малого Моря в местности Малая Курла, по преданиям, у бурят происходило «большое побоище, с эвенками». Вход в пещеру  сейчас завален большими глыбами камней».

Информация взята из книги Волкова  С. В67  Легенды  и  предания  острова  Ольхон. Иркутск, 2014 г. - 168 с.

Иркутская область, Ольхонский район, остров Ольхон, поселок Хужир, улица Первомайская, 18
читать подробнее, как добраться

Представительство в Иркутске: Иркутск, улица Александра Невского, 58, 3 этаж

МТС: +7 (914) 926-59-54, Tele2: +7 (964) 804-48-04
Разница с Москвой +5 часов   подробнее контактная информация

Политика в отношении обработки персональных данных

E-mail: info@nabaimar.ru   ICQ: 299766446   Skype: baikal-tour

Усадьба «Набаймар»

© 2005-2024

Оператор

Яндекс.Метрика

Разработка сайта